Колонки – исключительно важная составляющая полноценного домашнего кинотеатра. Они должны отражать все нюансы звука и спецэффекты, чтобы зритель полностью погрузился в просматриваемое видео. Параметров выбора колонок много, и важно разобраться в каждом из них, чтобы приобрести лучшую модель конкретно в своем случае.
Требования к акустическим системам
Основной целью комплекса под названием «домашний кинотеатр» является создание обстановки, максимально способствующей погружению зрителя в происходящее на экране, поэтому и звук должен быть как можно более естественными, выразительным и заметным. Для этого обязательно требуется формирование объемного звучания, то есть звуковые колебания должны приходить к зрителю со всех сторон – спереди, сзади, сверху и снизу.
Такой одновременный эффект достигается при использовании комплекта соответствующих звуковых колонок. Они располагаются вокруг зрителя на определенном расстоянии спереди и сзади. Одновременно часть из них может быть укреплена выше головы слушателя, а другая часть ниже для создания акустического воздействия действительно со всех сторон.
В связи с этими требованиями, для домашнего кинотеатра минимально приемлемым и фактически стандартным является наличие не менее 6 колонок, располагаемых по схеме «5+1». То есть пять обычных колонок плюс «сабвуфер» – специальная колонка для воспроизведения низких и сверхнизких частот.
Встречаются и более экзотические варианты – «7+1», «9+1» и даже «9+2», однако для их оптимального размещения и правильной настройки требуются фундаментальные познания в области акустики.
Классификация колонок
Существуют разнообразные варианты типов колонок. Они делятся по таким критериям:
Расположение относительно зрителя
Колонки по типу расположения бывают таких типов:
Сабвуфер. Отдельный большой динамик для передачи гула и вибраций. Как правило, это самый большой «ящик» в комплекте. Устанавливается под экраном, но не вплотную к стене. Большинство стационарных домашних моделей оснащены в передней части трубкой-резонатором большого диаметра, по форме похожей на большую воронку. Это придает сабвуферу незабываемый дизайн. Также иногда производители добавляют мощную защитную решетку и светодиодную подсветку по периметру раструба.
Фронтальная (центральная). Единичная колонка, располагается прямо перед зрителем, в идеале – на уровне головы. Как правило, имеет несколько большие размеры, нежели остальные колонки, и ширину намного больше высоты.
Передние. Парные колонки, которые располагаются также перед зрителем, однако обычно разнесены в стороны или углы помещения. Зачастую выглядят как стойки с вертикально набранными комплектами динамиков.
Тыловые. Как следует из названия, эти колонки располагаются сзади, обычно симметрично друг с другом. Зачастую они располагаются низко (на полу), чтобы образовывать соответствующий звуковой контур с высокорасположенными передними колонками.
Способ размещения
Колонки по принципу размещения бывают:
Настенными (полочными). Наиболее бюджетный вариант. Колонки, как правило, относительно небольшого размера и крепятся на стены или потолок. Часто используются для экономии места на полу. Из недостатков – издают дребезг или гудение.
Напольными. Наиболее распространенный вариант – установка колонок просто на пол. Собрать и подключить такой комплект можно за несколько минут. Колонки достаточно большие и мощные, однако при этом регулировать высоту источника звука невозможно. Если ваше кресло находится, например, на некотором возвышении относительно колонок, звуковые эффекты могут сильно отличаться от ожидаемых.
Встроенными. Наиболее предпочтительный, но и наиболее дорогой вариант. При возникновении звуковой волны в динамике одна ее половина уходит в сторону зрителя, а другая – в обратную сторону, к стене, а оттуда снова отражается вдогонку за первой. Звук накладывается и искажается. Чтобы минимизировать искажения, звуковую волну лишают возможности отражаться от стены – просто встраивают колонку в эту самую стену. Но такое решение требует тщательной предварительной подготовки помещения.
Существуют встроенные колонки для домашнего кинотеатра, которые просто прячутся под покрытие стены – гипсокартон или шпаклевку. Аналогичные малоразмерные динамики, предназначенные для небольших помещений (коридора или душа), не подходят для домашнего кинотеатра, поскольку не смогут качественно воспроизводить звук.
Материал корпуса
Наиболее популярными материалами являются:
Дерево (фанера, ДСП). Один из самых популярных материалов для изготовления акустических форм. Цельная древесина практически не используется, зато многослойная фанера очень часто применяется грандами звуковой индустрии. Это так называемая ОСП – «ориентированная стружечная плита». При изготовлении такой фанеры применяется множество фирменных ноу-хау.
Пластик. Достаточно популярный в бюджетных моделях материал. При достойном качестве исходного сырья и правильной акустической форме результат получается отличный, ничем не хуже корпусов из натуральных материалов.
Металл. Не самый традиционный, однако, вполне годный материал для изготовления корпусов колонок. В основном применяется алюминий в составе различных сплавов. В том числе производятся цельнолитые формы, обладающие хорошими акустическими и конструкционными характеристиками. В таком варианте исключается дребезг, иногда присущий сборным корпусам из жестких материалов.
Древесноволокнистая плита (МДФ). В последнее время стал весьма популярным даже у достаточно именитых производителей, поскольку обладает несколькими положительными качествами: хорошее глушение паразитных вибраций, легкость обработки и придания сложных форм, дешевизна, легкость.
Камень (мрамор, известняк). Экзотический материал, однако, имеет ряд преимуществ – прекрасно гасит звук, не вибрирует, выглядит исключительно аристократично. При изготовлении из цельного куска способен опередить любой другой материал по влиянию на качество звучания. Значительный минус – очень большой вес – одна колонка может весить до полцентнера. Это ограничивает область применения таких акустических форм исключительно напольными версиями.
Стекло. Является прерогативой немногочисленных «hi-end» фирм. Изготовление исключительно сложное и дорогое, требует применения вакуумных установок и гибочных стекольных станков, однако сверкающий прозрачный корпус выглядит просто потрясающе.
Активные или пассивные
Аудиосистема может быть укомплектована активными колонками. Это значит, что каждая колонка имеет свой встроенный усилитель приходящего аудиосигнала, соответственно, на сигнал в ходе его прохождения по проводам не влияют электромагнитные помехи. У такого решения есть и негативная сторона – намного более высокая стоимость и необходимость обеспечить каждую колонку не только сигнальным шнуром, но и дополнительным кабелем электропитания для каждого встроенного усилителя.
Бывают и пассивные колонки. Если упростить до предела, то это коробки с динамиками внутри и парой проводов для получения сигнала. Они просто воспроизводят звук от усилителя.
Комплектация
По этому критерию системы бывает двух типов:
Комплектные. В любом супермаркете электроники есть огромный выбор уже готовых наборов акустики для домашнего кинотеатра. После приобретения требуется только собрать комплект согласно инструкции. Однако исключительного качества от такого решения ждать не стоит.
Индивидуальный подбор каждого компонента. Здесь начинается территория заоблачно высоких цен и бесконечных споров по поводу «теплого лампового звука» или «цифры». Подобрать комплектующие от разных фирм-производителей так, чтобы они идеально подходили друг к другу и к остальным параметрам кинотеатра (размеры и форма помещения, акустика стен, покрытие) – это целая наука. Однако при достаточном владении вопросом можно добиться безупречного звучания, устраивающего любой индивидуальный вкус.
Форма корпуса
От формы корпуса зависит немало, так как звук от динамика исходит не только в сторону зрителя, но и в обратную сторону – к задней стенке корпуса, а оттуда снова к передней. Кроме того, вибрации излучателя звука неизбежно вызывают ответные вибрации корпуса, что также накладывается на общую акустическую картину. Выделяют три формы:
Закрытая. Наиболее традиционная и простая форма. Динамик просто закреплен в прямоугольной коробке или корпусе приблизительно классической формы. Лучше, если у такой конструкции как можно меньше швов и креплений, а еще лучше, если их нет совсем.
Фазоинвертор. Несколько более прогрессивное решение. В задней или боковой стенке корпуса формируется дополнительное отверстие, в которое уходят «неправильные» звуковые колебания. Они фактически исключаются из общего звучания либо погашаются вовсе.
Лабиринт. Еще одна остроумная техническая уловка, призванная повысить чистоту звучания. Внутри корпуса создается настоящий лабиринт, в котором паразитные децибелы «блуждают» до полного поглощения. Само собой, такое решение несколько повышает общий вес колонки и увеличивает ее цену, но конечный эффект стоит того.
Вид подключения
По подключению колонки бывают:
Проводными. Аудиосигнал к каждой колонке идет по отдельной паре проводов. При этом не стоит забывать, что если колонки активные, то электропитание осуществляется по другой паре проводов. Особенно проблематично незаметно подвести провода к тыловой части комплекта, ведь она наиболее удалена от усилителя, обычно расположенного вблизи фронтальной части. Обычно провода прячут под ковровое покрытие, плинтусы либо укладывают в специальные короба.
Беспроводными. Более прогрессивный, но более сложный и дорогой вариант. Передача аудиоданных на динамики происходит посредством радиоволн. Таким образом, отпадает необходимость в сигнальных проводах. Однако электропитание все равно нужно обеспечить. Для этого используются либо снова электропровода, либо аккумуляторы (которые необходимо регулярно подзаряжать и в длительной перспективе заменять). Подключить 220 вольт к тыловым колонкам, стоящим у стены, нетрудно.
Рекомендации по выбору
Как в любом вопросе, все зависит от конкретной ситуации, однако представляя некий типичный домашний кинотеатр, можно дать несколько общих рекомендаций:
Делая выбор, имейте в виду, что указанная на коробке с комплектом или парой колонок мощность может относиться не к каждой отдельной колонке, а ко всему комплекту. Кроме того, часто производители указывают пиковую мощность (Peak Music Power Output), при которой колонки могут работать лишь небольшое время. Но вас интересует так называемая среднеквадратичная мощность (Root Mean Square), на которой система может работать сколько угодно долго без угрозы повреждения.
Примите во внимание, что большая мощность усилителя не означает автоматически большую громкость звука, хотя корреляция, безусловно, есть. Это просто параметр, который позволяет согласовать технические параметры усилителя и колонок.
Для помещения площадью до 20 квадратных метров вполне можно использовать полочные колонки. Если площадь больше – лучше подойдут напольные модели.
Если есть возможность, приобретайте беспроводные колонки. Прокладка кабелей к тыловой паре может стать настоящей проблемой, да и спутанный жгут проводов на фронтальной части тоже не добавляет эстетики. Оставив лишь кабели питания, вы сильно упростите себе жизнь.
Между большей эстетикой (красивым внешним видом) и лучшим звучанием выбирайте звучание. Эстетика, может быть, и поразит ваших гостей, но всего на несколько минут, а звучание вы будете слушать часами.
Обзоры популярных моделей
Рассмотрим модели в нескольких категориях, пользующиеся популярностью у киноманов:
Klipsch R-3800-W II (встраиваемый). Модель с заявленной мощностью 50 Ватт и ценой в 26 тысяч рублей. Качество звучания с лихвой перекрывает такую цену. Золоченый купол основного динамика, открытый звук в диапазоне от 67 до 20000 Герц, строгий и в то же время запоминающийся внешний вид – все эти положительные качества делают Клипш лидером продаж.
JBL Control 28-1 White (подвесной). Колонки производства США. Модель оснащена титановым рупором и корпусом из МДФ, что обеспечивает очень длительное время эксплуатации. Звук умеренный, без искажений на средних и низких частотах. При цене менее 20 тысяч рублей вполне достойный представитель своего класса.
Heco Victa Prime 702 Black (напольный). При цене в 31 тыс. руб. модель является фактически безупречным образцом немецкого качества. Мощность 170/300 (номинальная/пиковая), диапазон 25-40000 Герц, четыре динамика (1 для высоких частот, 1 для средних и 2 для низких). Предполагает раздельное подключение звукоизлучателей.
Видео: с чего начать выбор домашней акустики?
Короткий ролик ниже познакомит вас с основными типами колонок для домашнего кинотеатра:
Выбор колонок для домашнего кинотеатра просто необъятен, но этому вопросу нужно уделить особое внимание, ведь акустика – это сердце всей системы наряду с экраном. Разобравшись с каждым параметром выбора, можно определить, какая модель является оптимальной именно в вашем конкретном случае.